Технология и последовательность ремонта радиаторов отопления зависит от вида и конструкции самой батареи. Кроме того, важна и причина поломки. К примеру, ремонт биметаллических радиаторов отопления не сильно отличается от ремонта любых других, все зависит от конкретной ситуации. Далее детально рассмотрим, как найти, локализировать и устранить неисправности в радиаторах отопления.
Содержание
Типы и конструкция радиаторов отопления
В этой статье мы разберем последовательность ремонта таких видов радиаторов как:
- стальные радиаторы отопления,
- алюминиевые радиаторы отопления,
- чугунные радиаторы отопления,
- биметаллические радиаторы отопления.
При ремонте также следует учесть конструкцию радиатора. Основных видов конструкций четыре:
- Секционные радиаторы – собранны из отдельных однотипных секций, надежно скрепленных между собой.
- Монолитные радиаторы – представляют собой одну большую секцию-корпус.
- Трубчатые радиаторы – не имеет объединяющего корпуса, т.к. теплоноситель циркулирует по трубам, которые и составляют корпус радиатора. Часто выполнены в нестандартных формах и размерах.
- Панельные радиаторы. Состоят из двух металлических пластин, которые сварены между собой.
Для того, чтобы приступить к ремонту радиатора отопления, нужно знать, какие основные и дополнительные элементы, детали и компоненты входят в его конструкцию.
Общее устройство радиаторных батарей
Рассмотрим компоненты и детали, которыми оснащают радиаторы отопления. В зависимости от их типа и конструкции, комплектующие и дополнительные устройства будут различными, но в целом, перечень возможных компонентов, следующий:
- секции и трубки – каналы, внутри которых циркулирует теплонесущая жидкость,
- патрубки – соединяются с трубами для подвода и отвода теплоносителя,
- разъемные кольца – закрывают место выхода трубы из стеновой панели,
- пластиковый стержень – фиксирует разъемные кольца,
- пробки – заглушки по бокам радиатора,
- шаровой кран с вентилем – для перекрытия циркуляции теплоносителя,
- кран Маевского – для ручного сброса давления в системе отопления, как вариант, устанавливают автоматический кран сброса давления,
- терморегулирующая головка, с помощью которой настраивают температуру в помещении,
- стальные втулки, межсекционные ниппели, силиконовые прокладки – размещают в местах соединения секций,
- муфты, контргайки и кронштейны для крепления радиаторов отопления.
В комплект алюминиевого радиатора отопления иногда входит циркуляционный насос, который обеспечивает равномерный обогрев помещений. Его также используют и для других радиаторов, когда установлено нижнее подключение системы отопления, т.е. трубы подходят к радиатору снизу. В этом случае, применение циркуляционного насоса необходимо, иначе уровень теплопотерь существенно повысится.
Признаки и причины поломки радиаторов отопления
Возможные причины повреждения и поломки радиаторов отопления:
- Изначально некорректно подобранный радиатор. В зависимости от диаметра труб, давления и температуры воды в системе отопления, устанавливают различные типы радиаторов.
- Неправильное подключение радиатора к трубам системы отопления.
- Жесткие условия эксплуатации централизованной системы отопления. Повышенная кислотность теплоносителя и резкие перепады давления приводят к электростатической и электрохимической коррозии металла.
- Теплоноситель плохого качества в системе циркуляции отопления образует налет на стыках секций и в местах крепления труб.
- Некачественный теплоноситель засоряет секции радиатора и радиатор в целом. Это вызывает необходимость периодически их промывать.
- Деградация межсекционных прокладок и разрушение резьбовых ниппелей. Необходимо с определенной периодичной производить замену прокладок между секциями радиатора.
Основные признаки поломки и порчи радиаторов отопления, следующие:
- во время отопительного сезона в помещениях стало холоднее, чем обычно,
- на стыках секций и в местах креплений образовался налет,
- появилась течь.
Если радиатор отопления очень старый, лучше всего его заменить. Современные модели более эффективны, обладают высокой теплопроводностью – в доме станет теплее, а расходы на отопление уменьшатся. Кроме того, новые батареи компактны и отличаются красивым дизайном.
В случае, когда нет возможности поменять радиатор, необходимо как можно скорее исправить поломку. Наилучшее решение – обратиться в специализированные службы или прибегнуть к помощи профессиональных мастеров. Но также можно попытаться осуществить ремонт радиаторов отопления своими руками.
Ремонт секционных радиаторов отопления своими руками
К секционным радиаторам относится подавляющее большинство. В первую очередь — это чугунные и биметаллические, реже металлические.
Безусловно, профилактический ремонт радиаторов отопления лучше всего производить до начала отопительного сезона или после его завершения. Однако часто мы начинаем что-то делать только тогда, когда проблема становится критической. Основная причина, по которой возникает необходимость в ремонте – это протечка горячей воды. Поэтому ниже приводится инструкция, как оперативно осуществить ремонт радиатора своими руками и избавиться от течи:
1. Диагностируем течь. Зачастую место, откуда потекла вода, видно невооруженным глазом. Но бывает и такое, что выявить его сложно. В этом случае, радиатор нужно демонтировать и погрузить в ванную с водой. Из того места, где образовалось отверстие, начнут подниматься пузыри с воздухом. Однако чаще всего необходимости снимать батарею нет, и ремонт осуществляется локально.
2. Подготавливаем инструмент. Когда определено место протекания, необходимо перейти к ремонту радиатора. Для этого приготовьте следующие инструменты и материалы:
- тонкий стальной трос,
- замазку. Можете использовать на выбор: смесь эпоксидной смолы и металлического (бронзового или алюминиевого) порошка; густотертые цинковые белила; полимерный или порошковый герметик; «холодную сварку» (обратите внимание на то, чтобы она была влагостойкой и выдерживала температуру до 100°С),
- полотно, бинт или другую ткань для нанесения замазки,
- металлический хомут. Если его нет — изоленту (или резину) и проволоку.
3. Оборудуем место ремонта. Под батарею положите клеенку, непромокаемую ткань или кусок пленки. Сверху – большую тряпку, которая хорошо вбирает воду. При необходимости, поставьте рядом таз или ведро для сбора воды.
4. Производим зачистку места протечки. Чаще всего место течи – стык между секциями радиатора. В этом случае необходимо снять старую обмотку, удалить куски разрушенной прокладки и слои краски. Воспользуйтесь струной (тонким тросом с узелками на концах) и зачистите поврежденный стык до металла. Промойте очищенный участок бензином или ацетоном, чтобы новая обмотка прочно закрепилась на радиаторе.
5. Замазываем поврежденный участок радиатора. Смешайте эпоксидную смолу и металлический порошок, состав нанесите на узкую ленту из ткани. Максимально туго намотайте ленту со смесью на стык в два-три слоя. Если в качестве замазывающего средства применяются цинковые белила, тогда — в четыре-пять слоев. При употреблении «холодной сварки», нужно отрезать от нее небольшой кусок и размять его руками до однородной консистенции. Наносят сварку по окружности стыка, тканевую ленту использовать не нужно.
6. Закрепляем замазанный участок металлическим хомутом. Наложите хомут поверх замазки. Стяните его и надежно зафиксируйте при помощи болтов и гаек. Соединение хомута должно находиться в стороне, противоположной месту протекания. Если нет хомута – используйте изоляционную ленту или кусок резины. Резину лучше вырезать из эластичного медицинского жгута или велосипедной камеры. Изоленту или резину намотайте в несколько слоев, края крепко скрутите металлической проволокой.
Когда отопительный сезон будет окончен, рекомендуется заменить дефектный радиатор отопления или хотя бы его поврежденные секции. При отсутствии такой возможности, следует удалить старую обмотку и обработать место протекания заново по той же схеме. Сделать это необходимо до начала следующего отопительного сезона, чтобы новая обмотка успела хорошо просохнуть. Ремонт чугунных радиаторов отопления выполняется таким же образом.
Ремонт алюминиевого радиатора отопления методом пайки
В некоторых случаях, поврежденные участки алюминиевого радиатора необходимо запаять. При наличии навыков работы с паяльником, осуществить подобный ремонт несложно. Однако учтите, что алюминий и его сплавы плохо поддаются пайке, поэтому осуществлять подобную работу нужно крайне аккуратно. Итак:
- подготовьте поверхность для пайки и нанесите на нее железно-канифольный флюс;
- нагретым паяльником протрите поврежденную зону;
- когда канифоль растечется по поверхности, введите оловянно-свинцовый припой с примесью железных опилок.
Запаянный алюминиевый радиатор рекомендуется заново окрасить. Для этого:
- Сотрите старый слой краски специальной смывкой.
- Тщательно обработайте радиатор наждачной бумагой.
- Термостойкую краску или эмаль нанесите ровным слоем сверху вниз. Если радиатор секционный, начните покраску с участков между секциями. Учтите, что при покраске радиатор должен быть холодным.
Некоторые советы и рекомендации по увеличению тепла в доме
Напоследок, несколько советов для улучшения работы радиаторов отопления и отопительной системы в целом:
- Покраска радиатора (в частности, чугунного) в темный цвет увеличивает долю тепла, отводимую излучением.
- Рекомендованное расстояние от радиатора до подоконника – 100 мм, а от стены до батареи — 20 мм. Иначе нарушается тепловой поток, и эффективность отопительной системы снижается;
- Чтобы увеличить тепловое излучение, направленного внутрь помещения, прикрепите к стене за радиатором теплоизолирующую пленку с фольгированной поверхностью.
- Оптимальное расстояние от поверхности пола до батареи – 120-150 мм. Если не последовать этому правилу, резкие перепады температур будут вызывать сквозняки в доме;
- При обратном подключении (когда горячая вода подается в радиатор снизу) общая мощность системы уменьшается примерно на семь процентов.
- На эффективность системы отопления также существенно влияет место установки радиатора. Максимальный эффект дает размещение под подоконником – 96-97%. Если батарея находится в нише в открытом виде, то эффективность снижается до 93%; если радиатор закрыт частично – до 88-93%, если полностью – до 75-80%.