Ворота – незаменимая составляющая любого гаража, ведь именно они защищают внутреннее пространство от проникновения посторонних. Кроме этого, гаражные ворота должны выполнять роль крепкой и надежной четвертой стены, не бояться перепадов температуры, влажности, да и внешне выглядеть привлекательно. Проще всего купить их или заказать изготовление, но это не позволит сэкономить и будет не так приятно, как если бы вы соорудили гаражные ворота своими руками. Прочитав эту статью, вы узнаете, как можно при наличии простых инструментов смастерить крепкие ворота.
Содержание
Гаражные распашные ворота
Если покупка готовых ворот вас не прельщает, значит есть только один выход – сделать их собственноручно. И причиной тому может быть не столько финансовая сторона, сколько необходимость создать что-то полезное и долговечное, чем будет приятно пользоваться каждый день. И в то время как стены, фундамент и крыша защищают ваш автомобиль от непогоды, ворота выполняют куда более важную функцию – оберегают машину от возможного угона и порчи. Если ворота будут крепкими и надежными, в гараже можно не бояться оставлять дорогостоящий инструмент и другие предметы, которым не нашлось места в доме.
Существует несколько типов ворот по принципу открывания, и в этой статье мы рассмотрим пошаговое создание распашных и подъемных конструкций. Таким образом, вы сможете оценить и сравнить особенности обеих систем и выбрать оптимальную.
Распашные гаражные ворота, как можно догадаться из названия, распахиваются, открывая доступ в помещение. Они состоят из одной или двух створок, рамы, петель и других элементов. Размер створок и количество фурнитуры на них может быть самым разным, поэтому работа должна начинаться с создания подробного чертежа. Если вы будете устанавливать ворота в уже имеющийся дверной проем, значит необходимо отталкиваться от его размеров, однако если вы планируете уменьшать или увеличивать проем, примите во внимание следующие рекомендации:
- От боковой части автомобиля до стойки ворот должно быть минимум 30 см. Дистанцию лучше увеличить на тот случай, если в будущем вы будете использовать этот же гараж для более крупногабаритного автомобиля.
- В высоту проем должен быть не меньше 2 м, но лучше сделать его 2,1-2,4 м.
- Выбирайте стальные листы толщиной не меньше 3 мм.
Сборка распашных гаражных ворот
Для стандартных распашных ворот понадобится листовой металл, металлические уголки, профиль, петли, задвижки и замки. Для работы с металлом подготовьте сварочный аппарат и болгарку, также пригодятся угольник, рулетка и строительный уровень.
Делаем гаражные ворота:
- В первую очередь нужно собрать раму. Для этого понадобится сварочный аппарат и элементарные навыки обращения с ним. Разрежьте болгаркой профиль на отдельные элементы в соответствии с параметрами на чертеже, разложите их на ровной плоскости, сварите швы и зачистите их, чтобы получить идеально гладкую поверхность. Швы являются самым уязвимым местом, с которого начинается коррозия и разрушение, поэтому не стоит пренебрегать обработкой. Кроме того, если они не будут гладкими, будущие створки не смогут плотно сомкнуться. Сделайте подобным образом наружную и внутреннюю раму.
- Далее из металлического профиля 60х20 сварите каркас для каждой створки. Проверяйте ровность углов при помощи угольника. Между секциями и каркасом оставьте небольшой просвет, чтобы потом было удобно открывать двери.
- Прикрепите к каркасу листовой металл так, чтобы полотно левой створки заходило на каркас правой на пару сантиметров, а правое в связи с этим должно быть уже на это же расстояние.
- Петли лучше подготовить заранее. Приварите нижнюю часть петли к раме, верхнюю – к полотну. Чтобы крепление было крепче, используйте арматуру, приварив ее с внутренней стороны.
- Для увеличения безопасности помимо обычного замка лучше использовать засов, установив его на внутреннюю часть ворот. Но делать засов рационально только в том случае, если конструкция предусматривает калитку. Так вы сначала войдете в гараж через калитку, откроете изнутри засов и распахнете ворота полностью. Замки можно выбирать врезные или навесные. В первом случае для установки потребуется дополнительная металлическая пластика, а во втором – наружные петли. Лучше не ограничиваться одним замком, а ставить сразу 2-3, чтобы в случае поломки одного из них вы все равно смогли закрыть гараж.
- Осталось лишь покрасить ворота, и делать это нужно до момента монтажа. Покраска необходима не столько для эстетики, сколько для защиты металлических составляющих от коррозии. Соответственно для этого нужно использовать атмосферостойкую антикоррозийную краску по металлу. Наносить ее можно вручную кисточкой или валиком либо при помощи аэрозолей, что гораздо быстрее и удобнее. Перед нанесением краски поверхность следует загрунтовать. Краску лучше наносить в 2-3 слоя и каждые пару лет обновлять покрытие.
Монтаж распашных гаражных ворот
Когда краска высохнет, можно установить распашные секционные гаражные ворота. Для фиксации внутренней и наружной частей каркаса воспользуйтесь металлическими штырьками длиной около 15 см. Закрепите их в откосах, обрежьте и зашлифуйте концы, чтобы они не затрудняли закрытие створок. Между собой две части каркаса скрепите стальными пластинками толщиной 4 мм, приваривая через каждые 50 см, после чего готовые створки можно навесить на петли.
На этом этапе стоит подумать об утеплении гаражных ворот, поскольку только через них уходит почти 50% тепла. Если подготовить элементарные материалы, сделать это очень просто. Сбейте деревянную обрешетку из пиломатериалов, зафиксируйте ее изнутри створок, после чего наполните утеплителем. В качестве теплоизоляции можно использовать самые дешевые материалы, например, каменную вату или пенопласт. Закрыть обрешетку можно вагонкой.
Подъемные гаражные ворота
Подъемные гаражные ворота пользуются большой популярностью, но многим кажется, что сделать их своими руками без соответствующего опыта совершенно невозможно. В этой части статьи мы постараемся доказать обратное. Прежде всего рассмотрим, что собой представляет сама конструкция и в чем ее преимущества по сравнению с распашной. Открываясь, полотно таких ворот на шарнирах поднимается под потолок гаража, переходя из вертикального положения в горизонтальное. Таким образом, оно занимает гораздо меньше места, чем распашные створки.
Существует два типа конструкции подъемных ворот:
- Подъемно-секционные – состоят из нескольких секций шириной около 50 см. Для строительства панелей можно применять древесину, металл или пластик. Внутреннюю пустоту между рамами каркаса заполняют пенополиуретановым утеплителем. Секции соединяются шарнирными петлями с пластиковым или стальными подвижными деталями (от материала зависит качество, долговечность и стоимость). Такие ворота очень удобны и просты в управлении, однако у них довольно низкая защита от взлома. К тому же самостоятельно сделать их очень сложно, особенно если нет конструкторских навыков. Тем не менее, есть возможность сэкономить, купив готовый комплект и поставив ее самостоятельно.
- Подъемно-поворотные – имеют лишь одну створку, которая поднимается посредством шарниров и рычагов. В отличие от предыдущего типа такие ворота хорошо оберегают гараж от проникновения недоброжелателей.
В случае с такими воротами большую роль играет бесшумность их работы, поскольку их конструкция не предполагает использования роликов с направляющими, но решающим фактором выступает то, что ее можно смастерить самому. Для этого от вас не потребуется особых навыков и больших финансовых вложений.
Устройство подъемных гаражных ворот
Подъемно-поворотная конструкция состоит из каркаса, створки и поднимающего механизма. Для каркаса можно применять не только стальные, но также деревянные балки, которые устанавливают в проем. В дверную коробку помещают направляющие профили, по которым будут двигаться ворота при поднимании и опускании.
Очевидным достоинством подъемно-поворотных ворот является цельность полотна. Оно может быть сделано из древесины, его можно обшить сэндвич-панелями или металлом. Цельное деревянное полотно обойдется довольно дорого, при этом оно будет много весить, а сам материал не такой устойчивый и долговечный, как пластик или металл, хоть и смотрится красиво. Оптимальными и самыми распространенными вариантами являются деревянные или пластиковые панели и листовая сталь. Сэндвич-панели в этом плане еще лучше, поскольку выполняют роль обшивки и теплоизоляции. Другие материалы потребуется дополнительно утеплять пенопластом или каменноватными плитами.
Технология изготовления подъемных гаражных ворот
Прежде чем устанавливать рольставни гаражных ворот, необходимо определиться с механизмом открывания.
Существует два типа устройств:
- Шарнирно-рычажковый – популярное решение, гарантирующее простой ход створки и антиблокировку полотна. Однако подобный механизм требует весьма точной установки направляющих, а также скрупулезную настройку натяжения пружин, что новичку сделать вряд ли под силу. Если не выставить направляющие строго вертикально и параллельно друг другу, щит будет блокироваться.
- На противовесах – принцип действия заключается в том, что трос, прикрепленный к нижним углам рамы и пропущенный через блок, подводит к шкиву лебедки, а на другом его конце закреплен противовес. Чем тяжелее полотно ворот, тем тяжелее должен быть этот противовес. Однако следует брать во внимание, что конструкция подвергается большим нагрузкам, поэтому ее в основном используют для строительства массивных ворот, а для частных гаражей на 1 авто использую шарнирно-рычажковый механизм.
Когда вы определились с проектом будущих ворот, перенесли габариты проема и разработали эскиз, пора подготовить инструменты и материалы.
Рассмотрим строительство подъемных ворот на примере конструкции, для которой понадобится следующее:
- стальные штыри (обрезки арматуры длиной 15-18 см);
- деревянный брус 120х80 (стойки) и 100х100 (поперечина);
- стальные уголки 40х40х4 и 3,5х3,5х0,4;
- швеллерный кронштейн 8х4,3х0,5;
- пружина d30 мм;
- фанерные щиты;
- листовая сталь;
- стальной прут d8 мм.
Как установить гаражные ворота:
- Возьмите 2 стойки, поперечину и сбейте коробку, соединив детали уголками или пластинами. Нижнюю часть заглубите в бетонную стяжку на 2 см.
- Зафиксируйте коробку в проеме стальными штырями.
- Соберите каркас полотна и обшейте фанерой, снаружи прикрепите листовое железо.
- Из уголка создайте подпорку для механизма.
- В одной из полочек сделайте отверстие для фиксации к стойкам, в другой сделайте отверстия для пружинного кронштейна. Для закрепления кронштейна, который будет использоваться как опора под пружину, просверлите 3 отверстия.
- Сделайте регулировочную пластинку из стальной полосы и при помощи нее соедините пружину с кронштейном. Крайне витки пружины выгните плоскогубцами, чтобы получились зацепы, и прикрепите снизу стальной прут.
- Из уголка сделайте шарнирный угол и приварите к раме. Таким образом вы сможете смонтировать подъемный рычаг на шарнире в 12 см.
- К торцу рычага прикрепите пластину для регулятора натяжения.
- Из пары уголков соорудите направляющие рельсы для хода самих ворот. Для этого сварите уголки по краю, следя, чтобы внутренняя дистанция между вершинами составляла строго 5 см по всей длине.
- Прикрепите рельсу к пластине, оставив просвет в 8 см между нижним концом поперечины и осью.
- Ко другому концу в 12-15 см от низа прикрепите швеллер, после чего прикрепите его к потолочному брусу (используйте болтовое соединение).
- На каждом этапе перед тем, как что-либо закрепить, проверяйте горизонтальность направляющих.
Полезный совет: чтобы в гараже было посветлее, в полотне можно сделать глухие окошки. Для придания конструкции дополнительной прочности и во избежание случайных ударов и повреждений приклейте к полотну резиновый кант с компенсирующими накладками.
Напоследок предлагаем ознакомиться с видео, где гаражные ворота подъемного типа показаны во всех подробностях:
Гаражные ворота: фото
В последнее время художественная роспись гаражных ворот набирает большую популярность. Особым спросом пользуются рисунки с эффектом 3D: