Современный рынок наводнен огромным многообразием материалов для декорирования помещения, мебели, что позволяет без труда обновить старенький журнальный столик, не прибегая к услугам профессионалов. К тому же, разнообразные виды, спецэффекты, применяемые при декупаже, позволяют добиться гармоничного вхождения обновленного столика в любой интерьерный стиль помещения.
Содержание
Как обновить журнальный столик?
Довольно часто в жизни встречаются ситуации, когда приобретаешь столик, а по истечении непродолжительного времени он начинает раздражать поднадоевшим дизайном. Однако торопиться не стоит, ведь на сегодняшний день представлено столько товаров, позволяющих запросто изменить стиль готового на выброс журнального столика. При этом среди наиболее распространенных методов декорирования стоит выделить:
- декупаж – занимает лидирующие позиции относительно прочих средств, поскольку открывает возможность проявить неограниченный размах фантазии при полном отсутствии опыта в данном деле;
- мозаика – довольно небольшой спектр вариативных изображений, но сочетание различных оттенков порой поражает уникальностью оформления;
- роспись – интересное направление, хотя и требующее определенных навыков и умений.
Возможно, стоит попробовать сделать декупаж старого журнального столика, вместо того, чтобы приобретать новый стол за немалую денежную сумму.
Виды декупажа
Исходя из поверхности, предназначенной для декора, и получаемого в законченном виде эффекта готового изделия, выделяют 5 видов декупажа:
- прямой декупаж — заключается в наклеивании декоративного элемента на предварительно подготовленную лицевую сторону поверхности с последующим покрытием лаком;
- обратный декупаж используется при декорировании поверхностей из прозрачного материала (например, стекла). При этом картинка приклеивается не с лицевой, а с изнаночной стороны, после чего следует нанесение краски, лака и прочих слоев, т.е. очередность работ относительно прямого декупажа производится в обратном порядке;
- дымчатый декупаж характеризуется стиранием границ между основным фоном и декоративным элементом. Такой вид декупажа достоверно моделирует художественную роспись посредством сочетания различных техник, эффектов;
- объемный декупаж довольно часто соединяется с другими видами декупажа. Объемность декорируемой поверхности придается посредством яичной скорлупы, специальной пасты, термопленки, ткани и прочих материалов. Кроме того, визуальный объем изображения достигается путем нанесения в каждом слое лака узора, уменьшающегося в размерах к финишному покрытию;
- декопатч в законченном виде ассоциируется с лоскутным одеялом, вот только выполняется подобный декупаж из ткани довольно редко. Наиболее распространенным материалом для этого вида является специальная бумага, имитирующая мех, кожу, ткани. При этом декорируемая основа покрывается полностью, а не отдельно расположенными мотивами.
Несмотря на схожесть техники исполнения, все виды декупажа значительно различаются между собой полученным результатом.
Эффекты, используемые при декупаже
Достичь стиля декорируемого предмета, максимально приближенного к общему дизайну интерьера, значительно помогают эффекты, произведенные с использование определенных материалов и техники декупажа.
К основным декоративным эффектам относятся:
- кракелюр представляет собой искусственно образованные в текстуре трещины, моделирующие старинную вещь. Кракелюрный эффект создается путем нанесения специального лака поверх краски основного фона. Для достижения лучшего эффекта на поверхность можно воздействовать горячим воздухом из фена, поскольку трещины получаются в результате усадки связующих элементов и неравномерного просыхания верхнего слоя лака. При этом размер трещин во многом зависит от техники нанесения мазков и толщины лакового слоя;
- потертость имитирует постоянно используемый предмет длительное время, в результате чего некоторые места оказываются вышарканными. Для получения эффекта необходимые места поверхности натираются воском, после высыхания которого затираются мелкозернистой наждачкой;
- патинирование проявляется в затемнении поверхности с целью состаривания вещи, в результате чего создается эффект частого прикасания к предмету руками;
- поталь – использование в декупаже золотых либо серебряных красок при обрисовке контура нанесенного изображения, либо в качестве нанесения самостоятельного узора. При этом вместо красок нередко используются специальные листы, внешне напоминающие сусальное золото;
- оттенение довольно часто применяется при обратном декупаже и заключается в достижении плавного перехода от нанесенного узора к основному фону. Создание эффекта сводится к нанесению красок сухой кисточкой в области границ рисунка, с последующим растушевыванием поролоновой губкой либо томповкой;
- тонирование входит в заключительную стадию декупажа, когда происходит колорирование обновленной поверхности путем добавления в лак небольшого размера блесток или нанесения архаически расположенных пятен по задумке дизайнера. Эффект тонирования позволяет добавить декупажированной поверхности дополнительной живописности.
При декупаже поверхности вполне можно сочетать несколько декоративных эффектов (например, кракелюр и поталь в объемном декупаже).
Материалы для декупажа
Для проведения декупажа журнального столика своими руками понадобятся:
- кисти с синтетическим ворсом для подрисовки контура или каких-либо элементов, нанесения краски, лака, клея, а также кисть веерного типа для приклеивания элементов из салфетки;
- острые ножницы – можно использовать маникюрные, канцелярские, специальные;
- крупно-, мелкозернистая наждачная бумага;
- краски – акварельные, медовые либо профессиональные;
- титановые либо цинковые белила;
- клей ПВА;
- акриловый лак;
- поролоновая губка либо томповки;
- мотивы – салфетки, фридекор, распечатки, декупажные карты и т.д.
Данный список может пополняться либо уменьшаться относительно обновляемой поверхности, выбранного вида и сложности декупажа, спецэффектов.
Технология декупажа журнального столика
Перед тем как обновить старый журнальный столик, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, тщательность выполнения которых скажется на готовом изделии.
Подготовка стола
При подготовке столика, объем подготовительных работ напрямую зависит от материала, из которого он произведен.
- Если столик пластмассовый, то всю его поверхность достаточно хорошенько обезжирить.
- Если стол деревянный, то:
- по возможности, разобрать стол на составляющие элементы;
- используя сначала крупную, а затем мелкую наждачку, тщательнейшим образом избавиться от слоя старой краски либо лака, со всех составных деталей и снова собрать стол;
- зашпаклевать неровности, глубокие трещины, стыки и дать шпаклевке просохнуть;
- нанести на поверхность стола слой грунтовки, используя широкую кисть;
- после высыхания грунтовки, нанести 2-3 слоя краски, хорошо просушивая каждый слой во избежание растрескивания или образования пятен;
- для создания искусственного растрескивания, на краску можно нанести кракелюрный лак и, не дожидаясь полного высыхания, покрыть стол белым акрилом;
- после высыхания акрилового слоя следует приступить к наклеиванию мотива;
- если эффект кракелюра не используется, то краска покрывается лаком. Причем с использованием аэрозольного лака поверхность покрывается более ровным слоем;
- после высыхания пройтись по поверхности стола мелкой наждачкой для лучшего сцепления декупажного материала с основанием.
Подготовка декупажных мотивов
Проводя декупаж или дизайн журнального столика можно использовать не только профессиональные салфетки, пленки, но и вырезки из обычных журналов, газет, фотографии из альбома. При этом процесс подготовки мотивов к наклеиванию далеко не одинаков, поэтому:
1. Если используется многослойная салфетка, то необходимо отделить только верхний слой. При использовании определенного мотива салфетки, его можно вырезать или вырвать при дорисовывании картинки после наклеивания.
2. Если используется фотоизображение, то материал требует истончения путем:
- скатывания изнаночного слоя. На лицевую сторону предварительно наносится лак, чтобы избежать растекания изображения, после чего фото лицом вниз укладывается на файл, а сверху наливается немного воды. Как только нижний слой пропитается, можно приступить к скатыванию ненужной толщины, не повредив при этом изображение. По завершении работы тщательно очистить поверхность от оставшихся катышек;
- наклеивания на изнанку скотча с последующим его удалением вместе с нижним слоем бумаги. При необходимости стоит повторить процедуру до появления цветного слоя.
3. При использовании декупажных карт, мотив просто вырезается строго по контуру. Перед непосредственным наклеиванием, мотив замачивается в воде на 10-15 минут, после чего просушивается от лишней воды на салфетке.
4. Подготовка пленки фридекор аналогична подготовке декупажных карт, с той лишь разницей, что пленка оснащена клеевым слоем, поэтому после замачивания она сразу наклеивается на основание.
Варианты приклеивания мотивов к основанию
В настоящее время существует 3 способа приклеивания мотива к поверхности:
1. Горячий метод основан на применении утюга, поэтому подходит для идеально ровных поверхностей:
- на основу нанести тоненький слой клея и оставить до высыхания верхнего слоя, чтобы не прилипал. При этом середина клеевого слоя должна быть влажной;
- на высохший клей наложить мотив и тщательно разгладить руками;
- сверху осторожно выложить пергамент;
- утюг разогреть до максимума, при этом функцию пара следует отключить;
- прогладить, слегка нажимая, заготовку с изображением, особенно края;
- убрать пергамент;
- если края плохо приклеились, то процедуру следует повторить.
2. Сухой метод требует предельной осторожности. Порядок приклеивания мотива сухим методом следующий:
- изображение наложить на основу, распрямить;
- обмакивая кисть в клей, приклеить мотив к основе, двигаясь от центра к краям;
- выступающий за края изображения клей нужно сразу убрать ватным диском, смоченным в воде.
3. Мокрый метод заключается в использовании канцелярского файла:
- на файл уложить мотив лицевой стороной вниз;
- развести в воде клей либо акриловый лак в соотношении 10:1;
- вылить приготовленную смесь на файл и подождать пока мотив хорошенько пропитается;
- появляющиеся в процессе намокания мотива складки необходимо разгладить, а воздух аккуратно вывести к краям;
- слить излишнюю жидкость;
- аккуратно приложить файл с мотивом к основанию, слегка разравнивая руками;
- если мотив не отклеивается, то можно подцепить краешек и вновь приложить файл к основанию;
- если при удалении файла на мотиве образовался разрыв, то добавив немного воды, нужно подправить ситуацию руками.
Таким образом, при наклеивании мотива на столешницу можно воспользоваться любым, наиболее приемлемым, методом.
Завершающие декупажные работы
- При необходимости сделать обрисовку контура приклеенного мотива или дополнить изображение художественной росписью, применить эффект создания тени, тонирования, поталь и другие.
- Дать просохнуть.
- Нанести 2-3 слоя финишного покрытия лаком через интервалы времени, необходимые для просушки каждого слоя.
Сделать финишное покрытие более гладким поможет следующий способ: налить воду в небольшую миску и, окуная в нее палец, разровнять полоски, оставленные ворсом кисточки. Такая процедура проводится сразу после нанесения лака, пока он не схватился.
Таким образом, чтобы сделать декупаж журнального столика, мастер класс вовсе не обязателен, ведь познакомившись с основными видами и эффектами декупажа, а также технологией проведения работ, можно легко создать собственный уникальный шедевр, реализуя при этом все свои фантазии.